eugen_pinak: (Default)
История, о которой в толстых книгах не напишут ;)
Originally posted by [livejournal.com profile] ioncore at Сняли с поезда и отправили в нацгвардию, или добровольцы по-донецки
...предложили им участвовать в лыжных соревнованиях, а в действительности они призваны в РККА.


СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО
НАРОДНОМУ КОМИССАРУ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ УССР
Комиссару Государственной Безопасности 3-го ранга
тов.Серову

г.Киев

СПЕЦ-СООБЩЕНИЕ

Решением ЦК ВЛКСМ комсомольские организации производят отбор лучших патриотов родины, с целью формирования из них добровольческих батальонов, с последующим направлением на финский фронт, для оказания помощи, освобождения финляндского народа в его борьбе с финляндской буржуазией.

Прибывшие комсомольцы-добровольцы выражают желание скорее быть отправленными на фронт и заверяют партию и тов.СТАЛИНА в своей готовности до последней капли крови защищать свою родину, свободную и счастливую жизнь советского народа от всех врагов трудящихся, последние заверяют партию и Правительство, что они счастливы в оказанном им доверии, принять участие в освобождении трудящихся Финляндии и свой долг перед родиной выполнят с честью.

Наряду с патриотическими высказываниями, говорящими о любви и преданности к нашей родине, к партии, к любимому СТАЛИНУ, отмечены отдельные нездоровые высказывания среди прибывших комсомольцев-добровольцев.

Данные высказывания вызваны отдельными лицами тем, что, якобы, они Райкомами, а затем Обкомами комсомола были вызваны не для призыва в РККА, а были призваны на Всеукраинские лыжные соревнования и об организации добровольческих-комсомольских батальонов им до прибытия в г.Харьков в расположение части ничего не было известно.

Прибывшие комсомольцы для укомплектования данного батальона из гг. Горловки, Артемовска, Славянска, Волноваха Сталинской области, с первых дней своего приезда в г.Харьков на имя командования батальона подают рапорта, мотивируя тем, что они призваны в армию неправильно, так как их ввели в заблуждение работники Райкома и Обкома ЛКСМ, так как последние предложили им участвовать в лыжных соревнованиях, а в действительности они призваны в РККА.

Будучи по существу опрошен комсомолец ПАЩЕНКО рассказал:
"Представитель Горсовета Осоавиахима по делам физкультуры гор. Артемовска БЕРМАН вызвал меня и других и предложил участвовать нам в лыжных Всеукраинских соревнованиях на что мы согласились, после чего нас пригласили в Городской партийный комитет, где зав.военным отделом БАРАНЕНКО разговаривал с нами о необходимости принять участие во Всеукраинских лыжных соревнованиях, тов.БАРАНЕНКО направил нас в Сталино в Обком ЛКСМУ. В Обкоме у нас был аналогичный разговор, по окончании которого мы убыли в город Харьков с представителем Облсовета Осоавиахима АНДРЕЕВЫМ.
Прибыв в г.Харьков, нас направили в казармы, где мы узнали, что мы призваны в Красную Армию не в порядке призыва, а, якобы, добровольно..."

Аналогичное заявление сделал комсомолец СУХОРУКОВ, который в своем рапорте на имя командования батальона, просит освободить его от службы в РККА, мотивируя тем, что он только лишь лыжник, но никогда ему не приходилось проходить военную подготовку и таковую совершенно не знает - как результат совершенно не умеет стрелять. Будучи опрошен СУХОРУКОВ заявил:
"...У меня не спрашивали желания итти в армию и я такового не имею, я никуда не пойду..."

Аналогичные рапорта подали и остальные комсомольцы в количестве 11 человек, прибывшие из Сталинской области
<...>

О вышеизложенном мною проинформирован Военный Совет ХВО, Секретарь Сталинского Обкома КПбУ и Начальник УНКВД по Сталинской области для принятия соответствующих мер.

Начальник особого отдела НКВД ХВО
майор Государственной Безопасности
РОСТОМАШВИЛИ


Как обычно, спасибо [livejournal.com profile] eugen_pinak за подборку
eugen_pinak: (Default)
На написание этого поста меня натолкнул вот этот пост в ВК-группе "Вооружённые силы Японии":
https://vk.com/armed_forces_of_japan?w=wall-18125720_24696
Кстати, там постят массу интересных фото по теме, так что рекомендую туда регулярно наведываться: https://vk.com/armed_forces_of_japan

Хотите узнать, что не так с атрибутацией фото в том посте? )
eugen_pinak: (Default)
Что-то меня опять потянуло на стрелковку. Но не могу удержаться.
Наткнулся на фото советских солдат с итальянским 8-мм станковым пулемётом Бреда Модель 37. Второй такой же пулемёт виден на заднем плане.
Судя по форме - максимум 1943. Касок нет, но фото не выглядит сильно постановочным (может, учения). Но кому мог понадобиться специфический пулемёт, стрелявший нестандартными патронами - непонятно???
eugen_pinak: (Default)
Пост, в общем-то, для [livejournal.com profile] borianm - но может, ещё кому интересно будет?



Нашёл случайно фото пулемёта "Гочкисс" с ленточным питанием, которое, как мне казалось, туда вообще не приспособить. Но вот не только приспособили, но и немцам ухитрились сдать. Вариант для самолётов???
eugen_pinak: (Default)
Как могла бы выглядеть лётная форма для женщин в ВВС Японской имперской армии :))) Круче могла быть только аналогичная форма для танкисток :)
Одно не могу понять - КАК они в кимоно смогли залезть в кабину Авро-504???



Ну а на самом деле это... )
eugen_pinak: (Default)
ВНЕЗАПНО обнаружил, что ни слова не написал о том, что в 7-м номере журнала "Арсенал Коллекция" за 2016 год вышла статья про Военные транспорты 1-го класса японского военно-морского флота, написанная мною в соавторстве с Владимиром Сидоренко ([livejournal.com profile] sidorenko_vl).

Корабли эти - уникальные, да и написано про них не очень много (не линкоры, чай). Так что рекомендую статью к прочтению.

Обложка журнала и пара страничек для примера (по клику отрывается увеличенная версия).



no title

no title
eugen_pinak: (Default)
Polutov_photo.jpg

Сегодня 40 дней со дня смерти Андрей Полутова - выдающегося историка и япониста. Он был одним из лучших специалистов по истории японского императорского флота не только на просторах бывшего СССР, но и вообще в мире за пределами самой Японии. Но увы - раку не интересно, хороший ты историк, или нет...

Но, как бы не пафосно это звучало, Андрей ушёл, но остались его работы, ссылки на которые которых я хочу тут привести. Читайте - и вспоминайте Андрея Полутова.
Если кто может подкинуть ссылки на статьи, не упомянутые ниже, или хотя бы названия таких статей - буду очень благодарен.

Период Русско-Японской войны:
Диссертация "Японская военно-морская разведка и ее деятельность против России накануне русско-японской войны 1904-1905 гг" - http://search.rsl.ru/ru/record/01004994638 (только автореферат)

Opus Magnus Полутова "Десантная операция японской армии и флота в феврале 1904 г. в Инчхоне" - http://depositfiles.com/files/qbscq0m27

Военно-морская разведка Японии против главной базы Тихоокеанской эскадры России накануне русско-японской войны (1904-1905 гг.) - http://www.riatr.ru/2008/ATR-2008-3/134-143.pdf

Деятельность японской разведки во Владивостоке (1875-1902 гг.) - http://www.riatr.ru/2011/2/215_228.pdf

Разведывательная деятельность коммерческого агентства Японии во Владивостоке накануне Русско-японской войны - http://cyberleninka.ru/article/n/razvedyvatelnaya-deyatelnost-kommercheskogo-agentstva-yaponii-vo-vladivostoke-nakanune-russko-yaponskoy-voyny

К вопросу о возможности прорыва эскадры адмирала Рожественского через пролив Цугару - http://www.riatr.ru/2009/4/162.pdf

Неизвестные герои Цусимского морского сражения: героический бой миноносца «Безупречный» 28 мая 1905 г - http://www.eastjournal.ru/docs/contArt/2015/46.zip

О НОВОМ ИСТОЧНИКЕ ПО ИСТОРИИ РУССКО-ЯПОНСКОЙ ВОЙНЫ НА МОРЕ 1904-1905 гг. - http://www.riatr.ru/2007/ATR2007-1-WEB/25p188-190.pdf

Полутов, А. В. Минно-заградительные действия японского флота на подходах к Владивостоку в апреле 1904 г. // Владивостокский отряд крейсеров, 1904-1905 гг. [Текст] : (биогр. справ. и ст.) / Рос. акад. наук, Дальневост. отд-ние, Ин-т истории, археологии и этнографии народов Дал. Востока ; [отв. ред. А. В. Полутов ; под ред. В. И. Ларина ; авт. вступ. ст.: А. Н. Денисов, О. В. Чистяков, А. Ю. Емелин]. - СПб. : Рус. остров, 2012 - ???

дополнил 02.10.16 - спасибо [livejournal.com profile] eugene_sl
«Почему была побеждена великая держава Россия?» в русско-японской войне 1905 года - http://trud-ost.ru/?p=140947


Период мировых войн:
Перевозка российского золота на кораблях японского военно-морского флота из Владивостока в Японию и Канаду в 1916-1917 гг. - ftp://Anonimus:Anonimus@stfl.maglan.ru/Books/Books%20Japan/Akt%20problems%20Yaponii/apsj_26.pdf

Японские военные миссии в Маньчжурии, Сибири и на Дальнем Востоке России (1918–1922 гг. ) - http://cyberleninka.ru/article/n/yaponskie-voennye-missii-v-manchzhurii-sibiri-i-na-dalnem-vostoke-rossii-1918-1922-gg

Управление государственной безопасности Маньчжоу-Го (1937-1945 гг. ) - http://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-gosudarstvennoy-bezopasnosti-manchzhou-go-1937-1945-gg

Радиоразведка Квантунской армии против Дальнего Востока СССР (1932—1945) - https://vk.com/wall-52136985_2371

Работа японских военных миссий против России и СССР на Дальнем Востоке в 1916-
1945 гг. (по материалам японских источников) // Органы государственной безопасности
Приморья : взгляд в прошлое во имя будущего : материалы науч.-теорет. конф.,
Владивосток, 3-4 февраля 2003 г. - Владивосток : Изд-во Дальневост. ун-та, 2003 - ???


Средние века:
Государственный аппарат королевства Бохай - http://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennyy-apparat-korolevstva-bohay

ИЛОУ В КИТАЙСКИХ ПИСЬМЕННЫХ ПАМЯТНИКАХ - http://cyberleninka.ru/article/n/ilou-v-kitayskih-pismennyh-pamyatnikah


PS.Фотка дурацкая, я знаю - но лучше я не нашёл. Даже на сайте университета, где Андрей преподавал, некролог выложили без фото. Если у кого найдётся фото получше - буду благодарен.
eugen_pinak: (Default)
Как говорится, одна картинка стоит тысячи слов. Поэтому я сделал две картинки для иллюстрации своего тезиса о важности складывающихся крыльев для увеличения количества самолётов на борту американских авианосцев, о котором я писал вот тут: http://eugen-pinak.livejournal.com/4928.html

Увы, я не [livejournal.com profile] midnike , поэтому качество картинок не очень :(

Первая картинка - это ангары авианосца "Хирю" с реальными самолётами. Как видим, в ангаре помещаются 60 самолётов - на 6 больше, чем "всем известные" 54 машины ;) В носовой части ангаров - истребители А6М, в средней - пикировщики D3A, в кормовой - торпедоносцы B5N со складывающимися крыльями.
Кроме того, по аналогии с схожим по размерами авианосцем "Унрю" на палубе возможно разместить минимум 6 самолётов со складывающимися крыльями = 10% от вместимости ангаров.
no title

А вот картинка тех же ангаров, с теми же самолётами, только со складными крыльями в стиле фирмы "Грумман" (истребители и торпедоносцы) или со складными крыльями и компактным фюзеляжем в стиле фирмы "Кертисс" (пикировщики). Вуаля - ангарах уже 82 машины! Рост в 35 процентов! Плюс увеличивается и палубная парковка.
Конечно, машин новых типов в ангарах поместится меньше, но даже и их будет гораздо больше, чем 47 машин новых типов, помещавшихся в ангары авианосцев типа "Унрю" в реале.
Hiryu_hangars-compact wings.jpg
eugen_pinak: (Default)
Меня всегда интересовало – как рождаются исторические мифы? И вот недавно я поприсутствовал при рождении даже не одного, а двух мифов. Вот тут читатель может прочесть интересный (безо всяких кавычек) рассказ о зарождении и развитии систем обеспечения посадки самолётов и их обслуживания на американском флоте, написанный понятным языком и без излишней зауми Николаем Колядко (АКА [livejournal.com profile] midnike ) – одним из немногих в русскоязычном интернете человеком, который серьёзно занимается разными техническими вопросами Второй Мировой Войны на Тихом океане.
И вот читаю я с удовольствием его посты, как вдруг в самом конце последнего поста из этой серии ВНЕЗАПНО натыкаюсь на целых два исторических мифа, которые просто взяли – и появились в тексте безо всякого предварительного пояснения или обоснования.
Это, скажем честно, печально, а посему требует отдельного сеанса саморазоблачения.

Далее идёт много текста специфической направленности и менее понятного, чем у Николая :( Если кому-то кроме [livejournal.com profile] midnike и, быть может, [livejournal.com profile] sidorenko_vl это интересно - добро пожаловать под кат.

Много букв про авианосцы )
eugen_pinak: (Default)
Вместо эпиграфа:
"Проблема с цитатами, приводящимися в интернете, заключается в том, что вы никак не можете определить их подлинность."
Владимир Ильич Ленин

Как известно, в каждой шутке есть доля правды. Не стала исключением и эта. В интернете и не только в нём регулярно встречается всякая чушь и ляпы, тиражируемые направо и налево только потому, что выглядят солидно или просто нравятся людям.
Но чушь и ляпы - это ещё пол-беды. В интернете - и не только там - регулярно появляются творения творения разных фальсификаторов, умышленно искажающих историю.
У большинства людей такие фальсификации ассоциируются с искажением текста, но фальсификаторы этим не ограничиваются.

Например, польский журнал "Morze Statki i Okrety. Wydanie Specjalne" 2015-05 (163). В нём статья о противолодочной авиации Первой Мировой с такой фотографией (по клику откроется страница в полный размер):

Внизу страницы подпись на польском рассказывает, что на фото изображён гидросамолёт Черноморского флота (России) - и читателей большинство в это поверят, ведь это же фото, как-никак.

И только очень немногие смогут сразу сказать, что это фото на самом деле - отзеркаленная фотография спуска на воду гидросамолёта с... японского гидроавиатранспорта "Вакамия" в 1917.
Вот оно:


Несложно заметить, что на оригинальном фото на вертикальном оперении японского "Фармана" виден номер, а на фальшивке он аккуратно убран - то есть о случайности, об ошибке речь не идёт.

Не знаю, кто эту фальшивку сделал, но это фото - не уникальное. Мне встречались и другие такие фальшивки (например в "Морской Коллекции" по авианосцам типа "Сёкаку"). Поэтому мораль из этой истории проста - надо проверять не только текст, но и фото.

ДПОЛНЕНИЕ: Благодаря [livejournal.com profile] sidorenko_vl нашёлся и наиболее вероятный автор сего фейка, который можно увидеть вот тут: http://kreiser.unoforum.ru/?1-1-0-00000034-000-10001-0#005
Как видите, пост ещё от 2011 года.
eugen_pinak: (Default)
Любопытный рисунок нашёл в интернете. Не без ляпов, конечно, но общую картинку показывает наглядно.
Особенно доставляет то, что - при всём прогрессе в вооружении - некоторые армии ещё около 100 лет назад носили форму, весьма похожую ту, что на рисунке слева.

eugen_pinak: (Default)


Эта картинка напомнила мне вот это обсуждение боя между японцами и американцами на острове Гуадалканал у реки Тенару (Илу) в августе 1942 в ЖЖ Андрея Уланова АКА [livejournal.com profile] kris_reid вот тут (для тех, кто не в теме - описание этого боя есть на Википедии).
Узнать, почему )
eugen_pinak: (Default)
Неудачи на фронтах всегда и везде пробуждали желание как-то их объяснить - причём желательно так, чтобы объясняющий оказался при этом не виноват ;)
Не исключением оказались и поражения французов в 1914. При этом многие объяснения дожили до сего дня и периодически всплывают в обсуждениях.
И нельзя сказать, что эти объяснения лживы - доля правды в них есть.

НО, как говаривал Шельменко-денщик из одноимённой пьесы: "Так-то оно так, но только трошечки не так".

Дело в том, что это недостатки французской армии были лишь продолжениями её достоинств, которые сыграли свою роль в поражении немцев в 1914.

1. Культ наступления любой ценой



"Все знают" (тм), что французы перед войной были помешаны на наступлении любой ценой, что аукнулось им страшными потерями в начале войны. И это правда. А чем ещё аукнулись эти наступления? - Правильно, победой на Марне.
Дело в том, что немцы в своих планах вообще особо не предусматривали действий французских войск, кроме наступления в Эльзасе и Лотарингии - смотрим карты вот тут.Однако, кроме Эльзаса французы пошли в наступление и в Арденнах. Оба эти наступления оказались провальными - но сковали 4 немецких армии (3-7) из 7.  Дело в том, что одно дело - игнорировать наступающих французов на штабных играх на карте, и совсем другое - игнорировать их наступление в реале. В результате в то время, как французы перебрасывали войска с востока на запад, немецкие армии всё больше склонялись к востоку, облегчая союзникам проведение контрудара (хорошая сравнительная карта планируемого и фактического наступления немцев вот тут ).
Да и сама битва на Марне - это триумф наступления любой ценой. Французские и английские войска были изрядно потрёпаны - какое тут наступление? Но Жоффр приказал атаковать - и тут выяснилось, что растянутые германские армии правого крыла (1-3) не в состоянии сдержать наступление. При этом наступательный порыв не был просто навязан Жоффром своим подчинённымА что бы было, если бы Жоффр поступил, как Гамелен в 1940 и решил сначала стабилизировать фронт, а потом уж контратаковать? - Правильно, результат был бы такой же, как в 1940 в реале.

2. Недооценка резервных войск



"Резерв - это ноль", якобы говорили французы в то время, когда немцы готовили свои резервные корпуса для действий в первой линии вместе с корпусами кадровыми. И действительно, в августе 1914 Франция выставила всего 4 резервных корпуса (назывались "группы резервных дивизий"), в то время, как Германия выставила аж 15 резервных корпусов.
Прикол в том, что почти каждый французский кадровый корпус по мобилизации получал 2-3 резервных полка, а каждая группа резервных дивизий имела по 3 дивизии против 2 в немецком резервном корпусе. В результате 15 немецких рк выставляли 360 батальонов пехоты, а 4 французских грд и 41 резервный пп и их эквивалент при ак выставляли 228 батальонов пехоты. Вот такая вот "недооценка" резерва :) А ещё у французов, которым, в отличие от немцев, не надо было вкладывать все силы в первый удар, были резервы (кто бы мог подумать, да? ;) ) которые формировались тоже из резервных дивизий.
Другое дело, что организация резервных войск у немцев повторяла организацию войск кадровых, а у французов она отличалась (например, кадровый пп имел 3 батальона, а резервный - только 2), что создавало понятные неудобства в управлении войсками.

3. Преувеличение значения 75-мм пушки



Немецкий кадровый корпус из 2 дивизий - 108 77-мм пушек, 36 105-мм гаубиц, 16 150-мм гаубиц, 8 210-мм гаубиц, 8 170-мм миномётов.
Французский кадровый корпус из 2 дивизий - 120 75-мм пушек, 12 120-мм или 155-мм гаубиц (придавались из армейского артполка).
Превосходство немцев очевидно. И действительно, французы дорого заплатили за недостаток тяжёлой артиллерии, штурмуя немецкие позиции в конце 1914-1915 году.
Вот только в августе-октябре 1914 война была маневренной, для которой лёгкие пушки годились гораздо больше, чем тяжёлые. Кроме того, скорострельность французской 75-мм была 15 выстр./мин. против 10 у немецкой 77-мм. Внезапные "шквалы" артогня, которые практиковали французы, наносили страшный урон немецким частям - у Игнатьева в его "50 лет в строю" есть хорошее описание результата огня 75-мм орудий по немецкой части. И никакое превосходство фугасного действия более тяжёлых снарядов немецких гаубиц и миномётов не могло это компенсировать в маневренной войне.

Profile

eugen_pinak: (Default)
eugen_pinak

August 2017

S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728 293031  

Syndicate

RSS Atom

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Sep. 23rd, 2017 04:15 pm
Powered by Dreamwidth Studios